Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д8 C1 № 8
i

Рас­смот­ри­те ил­лю­стра­цию к басне И. А. Кры­ло­ва. Верно ли, что в ре­зуль­та­те дей­ствия сил, при­ло­жен­ных к возу, он оста­нет­ся и «ныне там»? Или всё-таки ге­ро­ям басни удаст­ся его сдви­нуть? Ответ по­яс­ни­те.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

1.  В басне не го­во­рит­ся о силе тя­же­сти, дей­ству­ю­щей на воз. По­это­му Ле­бедь, рву­щий­ся к об­ла­кам, лишь умень­ша­ет вес воза.

2.  О на­прав­ле­нии дру­гих сил го­во­рит­ся, что «рак пя­тит­ся назад, а щука тянет в воду». Зна­чит, силы рака и щуки на­прав­ле­ны под углом друг к другу, и рас­по­ло­же­ны не в вер­ти­каль­ной плос­ко­сти.

3.  По­сколь­ку ука­зан­ные силы не лежат в одной плос­ко­сти, то рав­но­дей­ству­ю­щая этих сил не равна нулю, и под её дей­стви­ем, колёса воза долж­ны по­вер­нуть­ся и воз дол­жен сдви­нуть­ся с места.

4.  Если сила тре­ния не­ве­ли­ка, то воз сдви­нет­ся с места.

 

До­пус­ка­ет­ся дру­гая фор­му­ли­ров­ка рас­суж­де­ний, обос­но­ван­но при­во­дя­щая к вер­но­му от­ве­ту.

 

При­ме­ча­ние ре­дак­ции Решу ВПР.

Уви­дев это за­да­ние и ответ к нему в об­раз­це Все­рос­сий­ской про­ве­роч­ной ра­бо­ты для 7 клас­са, мы были не­сколь­ко обес­ку­ра­же­ны. Дей­ствия с век­то­ра­ми, не ле­жа­щи­ми в одной плос­ко­сти, изу­ча­ют­ся в курсе сте­рео­мет­рии в 10−11 клас­сах. Уча­щи­е­ся 7 клас­са не умеют скла­ды­вать век­то­ры не то что в про­стран­стве, но даже на плос­ко­сти. Про­сто по­то­му, что для этого нужно пра­ви­ло тре­уголь­ни­ка и пра­ви­ло па­рал­ле­ло­грам­ма, а па­рал­ле­ло­грам­мы и их свой­ства изу­ча­ют в 8 клас­се. Что бы ни ду­ма­ли об этом со­ста­ви­те­ли ВПР.

Но дело не толь­ко в том, что это за­да­ние на не­про­грамм­ный ма­те­ри­ал. На ри­сун­ке изоб­ражён гружёный воз, сто­я­щий на лугу. Сколь­ко не при­вя­зы­вай рыбу с раком к этому возу, они не смо­гут его сдви­нуть. И псев­до­на­уч­ные рас­суж­де­ния, го­во­ря­щие об об­рат­ном, уди­вят уча­щих­ся столь же силь­но, сколь­ко и нас. Если со­ста­ви­те­ли со­мне­ва­ют­ся  — пусть вый­дут на улицу и по­тя­нут в раз­ные сто­рон бли­жай­ший гру­зо­вик. Не ду­ма­ем, что он сдви­нет­ся с места под дей­стви­ем их не­ну­ле­вой рав­но­дей­ству­ю­щей.

До­пол­ни­тель­но от­ме­тим, что идея за­да­ния и ил­лю­стра­ция к нему взяты из книги Я. И. Пе­рель­ма­на «За­ни­ма­тель­ная фи­зи­ка» (книга 2 глава 2 п. 19). В этой книге за­да­ча разо­бра­на кор­рект­но, пыт­ли­во­му чи­та­те­лю будет ин­те­рес­но про­честь.

Ре­ко­мен­ду­ем со­ста­ви­те­лям ВПР не пы­тать­ся по­прав­лять бас­но­пис­ца Кры­ло­ва, а по­ду­мать над смыс­лом басен. На­при­мер, «Квар­тет» хо­ро­шо под­хо­дит для ана­ли­за не­удач.

 

О ещё одной за­да­че из об­раз­ца ВПР можно про­честь здесь.

А о том, что ав­то­ры ВПР ду­ма­ют про пи­та­ние кос­мо­нав­тов,  — здесь.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Дру­гие слу­чаи, не удо­вле­тво­ря­ю­щие кри­те­ри­ям на 2 и 1 балл.0
В от­ве­те уче­ник ука­зы­ва­ет силы (ле­бе­дя, рака и щуки), но не объ­яс­ня­ет ре­зуль­тат их дей­ствия.1
Ответ ука­зан верно2
Мак­си­маль­ный балл2
Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ВПР по фи­зи­ке 7 класс 2019 год